АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ДЕКАНАТ ON-LINE» КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЮЗГУ
Aннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием информационно-образовательной среды вуза как основного компонента системы управления и администрирования учебного процесса. Описывается подход к автоматизации традиционных для российского вуза функций деканата (на примере Юго-Западного государственного университета).Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационная система, электронный деканат, web-приложение баз данных
Введение
Информационное общество создает новые секторы активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным институтам. Глобальная тенденция «информатизации жизни» и образования отмечена во всех ключевых документах социально-экономического развития России. Системные проблемы образования во многом вызваны его отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция требует глобальных изменений процесса информатизации всех сфер жизни общества. Во всех развитых и в большинстве развивающихся странах осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования.
Информатизация, как обучения, так и вспомогательных процессов в вузе, является сегодня насущной необходимостью. Это означает, что перед каждым высшим учебным заведением стоит сложная многофакторная задача создания информационно-образовательной среды (ИОС) подготовки специалистов с учетом не только сегодняшних требований, но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий [1].
В 2014-2015 годах вышла серия приказов Минобрнауки «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования по направлениям». ФГОС 3+ предъявляют серьезные требования к ресурсному обеспечению учебного процесса, в том числе и к электронной информационно-образовательной среде вуза. Информационно-образовательная среда вуза должна обеспечивать:
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Результаты исследования
В Юго-Западном государственном университете (ЮЗГУ) на протяжении нескольких лет проводится работа по развитию единой информационно-образовательной среды вуза с использованием современных интернет-технологий. Информационно-образовательная среда ЮЗГУ – это совокупность информационных сервисов, электронных образовательных ресурсов, средств и технологий, созданная на общей программно-аппаратной платформе, которая обеспечивает подключение и использование электронных ресурсов и сервисов в образовательных целях. Основой концепции построения ИОС ЮЗГУ является интеграция данных, приложений и процедур их использования [2]. В настоящее время основные функции информационно-образовательной среды ЮЗГУ реализуются высокопроизводительными аппаратными средствами web-сервера и программными модулями web-приложений баз данных, которые логически объединяются в две системы: систему поддержки технологий электронного обучения «Учебные курсы ЮЗГУ» [3] и автоматизированную информационную систему «Деканат On-Line».
Технологии электронного обучения прочно вошли в повседневную практику организации учебного процесса ЮЗГУ и дополняют традиционные образовательные технологии очной, заочной и очно-заочной форм обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры [4].
Система поддержки технологий электронного обучения «Учебные курсы ЮЗГУ» построена на платформе управления электронным обучением MOODLE [5] с большим количеством плагинов собственной разработки и реализует следующие основные функции по обеспечению образовательного процесса:
- педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов;
- эффективное и оперативное консультирование и методическая помощь со стороны преподавателя;
- контроль выполнения студентами учебных заданий, предусмотренных программами курсов;
- проверка выполненных студентом заданий, включая компьютеризованные формы контроля, а также формирование электронного «портфолио» выполненных заданий каждого студента, которое позволяет отслеживать прогресс и успеваемость, фиксировать сроки сдачи работ;
- обеспечение студентов раздаточными учебными материалами без их дорогостоящего и неэффективного тиражирования;
- возможность использования дистанционно, а также непосредственно в аудитории учебно-методических комплексов, имеющих не только текстовую, но и (при дидактической необходимости) мультимедийную составляющую.
Предписанные ФГОС (3+) функции электронного деканата реализуются с помощью модулей автоматизированной информационной системы (АИС) «Деканат On-Line».
До создания АИС «Деканат On-Line» сотрудники деканатов ЮЗГУ использовали на своих рабочих местах локальные версии коммерческого программного продукта АСУ СПРУТ с отдельными базами данных. Использование коммерческого программного продукта с закрытым кодом исключало его модификацию, которая является необходимой из-за постоянно меняющихся внешних и внутренних требований к функционированию деканатов. Кроме того, отдельные деканатские базы данных содержали многократно повторяющиеся экземпляры одинаковых данных, относящихся к общей для университета в целом информации о кафедрах, направлениях подготовки, контингенте преподавателей и так далее. При необходимости модификации любого компонента общей для университета информации требовалось проведение многократной модификации одних и тех же экземпляров данных в локальных базах данных всех деканатов. Было принято решение отказаться от локальных немасштабируемых отдельно функционирующих в каждом из деканатов систем и создать собственную информационную систему с единой базой данных как компонент информационно-образовательной среды университет на базе интернет—технологий. АИС «Деканат On-Line» является собственным продуктом коллектива разработчиков ЮЗГУ и представляет собой масштабируемое web-приложение баз данных с открытой архитектурой. База данных АИС «Деканат On-Line» функционирует в среде системы управления базами данных Microsoft SQL Server. В системе реализованы как логическое, так и физическое разграничения информационного пространства факультетов. В процессе функционирования АИС осуществляет взаимодействие с базами данных отдела кадров сотрудников университета, базой данных студенческого отдела кадров, бухгалтерии и базой данных приемной комиссии университета.
АИС «Деканат On-Line» позволяет автоматизировать традиционные для деканата российского вуза рутинные операции, связанные с реализацией следующих базовых функций: управление движением контингента студентов и магистрантов; учет и статистическая обработка данных об успеваемости студентов и магистрантов; учет достижений студентов и магистрантов; организация документооборота деканата.
Модули АИС «Деканат On-Line» реализуют также предписанную ФГОС (3+) фиксацию результатов текущего и итогового контроля результатов обучения. В настоящее время в ЮЗГУ действует балльно-рейтинговая система учёта результатов обучения, в соответствии с которой оценка студентов по каждой из изучаемых дисциплин формируется как сумма баллов, полученных студентами по результатам текущей аттестации, и баллов, полученных на зачёте или экзамене. Преподаватели 4 раза в течение семестра выставляют для каждой из академических групп результаты аттестации (баллы за посещаемость и успеваемость). Во время экзаменационной сессии преподаватели выставляют оценки в эту же систему по 100-балльной шкале. Специальное приложение позволяет автоматически просуммировать все набранные студентом баллы и сформировать ведомость с результатами зачета или экзамена с одновременным автоматическим переводом оценок в традиционные оценки («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично»). Преподавателю остается только вывести ведомость на печать и поставить свою личную подпись.
В соответствии с действующей балльно-рейтинговой системой студент может получить от деканата премиальные баллы за документально подтвержденные достижения. Достижения студентов и подтверждающие их документы делятся на ряд категорий:
- достижения в учебной деятельности (дипломы и сертификаты о прохождении курсов дополнительного образования, дипломы за победы и участие в предметных олимпиадах и профессиональных конкурсах);
- достижения в научно-исследовательской деятельности (статьи, сертификаты и дипломы участника в профильных конференциях и научных журналах);
- достижения в общественной деятельности (участие в волонтерских движениях, студенческих сообществах);
- достижения в культурно-творческой деятельности (дипломы за победы и участие в творческих конкурсах);
- достижения в спортивной деятельности (фотографии наград, грамот за победы в соревнованиях);
- опыт работы (список мест работы, список проектов, выполненных обучаемым за вознаграждение).
Студенты самостоятельно размещают на сервере АИС «Деканат On-Line» электронные версии подтверждающих достижения документов через личный кабинет студента, а сотрудники деканатов рассматривают их при назначении премиальных баллов деканата перед каждой сессией.
Заключение
В Юго-Западном государственном университете создана, успешно функционирует и продолжает развиваться единая мультимедийная информационно-образовательная среда на базе интернет-технологий широкополосного доступа, основной концепцией построения которой является идея интеграции данных, приложений и бизнес-процессов. Автоматизированная информационная система «Деканат On-Line» как компонент информационно-образовательной среды ЮЗГУ представляет собой масштабируемое серверное web-приложение баз данных, которое автоматизирует практически все бизнес-процессы в деканатах университета и позволяет вывести деятельность сотрудников деканата на современный профессиональный уровень. Открытая архитектура ИОС ЮЗГУ обеспечивает возможность дальнейшего развития и быстрой адаптации к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям реализации образовательной деятельности вуза.
Список литературы