16+
DOI: 10.18413/2518-1092-2017-2-1-14-19

О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К КАТЕГОРИИ

Aннотация

В работе рассматривается новая методика оценивания принадлежности учителей к категории. На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент предложил разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей. Оценка производится на основе комплексного показателя, рассчитываемого как взвешенная сумма двух частных оценок. Приведены оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества учителей, оценка уровня квалификации учителя, установлены значения по степени усложнения работ. В статье установлены градации для определения соответствия учителей категориям. На основании применения данного подхода для сравнения категории, которая должна быть присвоена учителю после расчета, с той категорией, которую он в данный момент имеет в соответствии с решением руководства школы, можно сказать, что предложенный подход позволяет более обоснованно определять уровень соответствия учителей имеющимся категориям.


Президент Российской Федерации отметил важность профессионального роста учителей в современных условиях, когда педагоги уже не являются одним источником информации, и оставаться на уровне конкурентоспособности очень сложно. Разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей призвал правительство РФ президент Владимир Путин, выступая в Кремле на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации.

Первым пунктом этой программы глава государства назвал внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Президент призвал совершенствовать систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя, «делать её более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества».

«Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких‑то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам», — отметил он.

Таким образом, проблема объективной оценки учителей является на сегодняшний день действительно актуальной.

Для того чтобы обоснованно определить, соответствует ли учитель присвоенной ему категории или чтобы при приеме учителя определить, какую категорию ему присвоить, целесообразно использовать комплексную оценку, которая позволила бы оценить учителей одновременно по разным показателям их работы либо по сферам их деятельности в рамках занимаемой должности. Одним из возможных методов оценки может быть следующий подход, в котором оценка производится на основе комплексного показателя, рассчитываемого как взвешенная сумма двух частных оценок [1]. Применим данный подход к оценке учителей.

Первая частная оценка определяет показатели, характеризующие степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и его уровень квалификации (К), а также их количественные измерители, поскольку для оценки педагога сложно отделить его профессиональные качества от личностных, что связано со спецификой выполняемой им деятельности.

Вторая частная оценка определяет показатели, характеризующие выполняемую работу, и позволяет сопоставить результаты работы учителя (Р) с учетом уровня сложности выполняемых им функций (С).

Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:

,

где w1, w2 – весомости каждой из двух частных оценок.

Каждый частный показатель комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения [6].

Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл.1) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем.

Каждый признак профессиональных и личных качеств (для учителей n=7) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25.

Оценка всей совокупности признаков производится как сумма произведений оценок признаков и их удельной значимости:

где i – порядковый номер признака;

j – уровень проявления признака;

aij – количественная мера признака у работника;

xi – удельная значимость признака в общей оценке.

Таблица 1

Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества учителей

Table 1

Assessment of symptoms that define the professional and personal qualities of teachers

п/п

Признаки профессиональных и личных качеств учителя

Удельная значимость признака в общей оценке профессионально-личностных качеств

Оценка признаков с учетом удельной значимости

0,75

1,0

1,25

1

2

3

4

5

6

1.

Профессиональная компетентность – знание педагогики, возрастной и педагогической психологии, нормативных документов по образовательной деятельности, широта профессионального кругозора; знание преподаваемого предмета

0,25

0,1875

0,25

0,3125

2.

Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений, за учеников на уроке

0,14

0,105

0,14

0,175

3.

Способности четко организовывать и планировать выполнение полученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном, умение работать с документами, в том числе и электронными

0,12

0,09

0,12

0,15

4.

Способность выполнять должностные обязанности самостоятельно, без помощи завуча или наставника

0,1

0,075

0,1

0,125

5.

Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, способность к саморазвитию, умение проводить уроки с использованием инновационных технологий

0,15

0,1125

0,15

0,1875

6.

Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях

0,1

0,075

0,1

0,125

7.

Умение взаимодействовать с родителями и коллегами по работе

0,14

0,105

0,14

0,175

 

Для оценки К используются уровень специального образования и стаж работы по специальности.

По уровню образования учителя распределяются на 4 группы [3]:

1 группа – имеющие среднее специальное образование (педколледж);

2 группа – имеющие высшее образование (бакалавриат или специалитет)

3 группа – имеющие высшее образование (магистратура)

4 группа – имеющие высшее образование и научную степень

В зависимости от стажа работы по специальности учителя распределяются на 4 группы по каждому уровню образования (табл.2)

Оценка уровня квалификации определяется:

ОБ – оценка образования (ОБ=1,2,3,4)

СТ – оценка стажа работы по специальности

5 – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)

Таблица 2

Оценка уровня квалификации

Table 2

The proficiency level

Номер группы по стажу

Оценка стажа

Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы

1 группа – имеющие среднее специальное образование (педколледж)

2 группа – имеющие высшее образование (бакалавриат или специалитет)

3 группа – имеющие высшее образование (магистратура)

4 группа – имеющие высшее образование и научную степень

1

0,25

0-9

0-9

0-7

0-5

2

0,5

10-13, свыше 30

10-13

8-11

6-10

3

0,75

14-17, 25-30

14-22,

свыше 30

12-20,

свыше 30

11-17

4

1

18-24

23-30

21-30

свыше 17

 

Для оценки С по каждому признаку (характер работ помимо проведения уроков, разнообразие применяемых в обучении методов и технологий, степень самостоятельности при их разработке, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения по степени усложнения работ (табл.3, 4) [4].

Таблица 3

Средние коэффициенты сложности работ учителей в зависимости от присвоенной категории

Table 3

Average coefficients of complexity of the work of teachers, depending on the assigned categories

№ п/п

Наименование категории учителя

Коэффициент сложности

1.

Высшая

1,0

2.

Первая

0,85

3.

Вторая

0,7

4.

Специалист

0,5

Для определения величины Р производится оценка уровня проявления каждого из следующих признаков (табл.4) Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников [2].

Определяется аналогично П.

Таблица 4

Оценка признаков, определяющих результаты труда

Table 4

Evaluation of signs that determine the results of labor

№п/п

Признаки профессиональных и личных качеств

Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств

Оценка признаков с учетом удельной значимости

0,75

1,0

1,25

1

2

3

4

5

6

1.

Количество выполненных работ

0,3

0,225

0,3

0,375

2.

Качество выполненных работ

0,4

0,3

0,4

0,475

3.

Соблюдение сроков выполнения работ

0,3

0,225

0,3

0,375

Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки.

Для определения значения весов был проведен опрос среди учителей и руководства пяти школ г. Белгород и Белгородского района, усредненные значения весомостей составили: w1=0,55, w2=0,45.

Установим градации для определения соответствия учителей категориям.

Для высшей категории

[1,115; 1,239] - высокий уровень соответствия присвоенной категории

[0,867; 1,102] - хороший

[0,619; 0,855] - удовлетворительный

[0,393; 0,619] - неудовлетворительный

Для первой категории

[0,877; 0,974] - высокий уровень соответствия присвоенной категории

[0,682; 0,867] - хороший

[0,487; 0,672] - удовлетворительный

[0,393; 0,487] - неудовлетворительный

Для второй категории

[0,828; 0,920] - высокий уровень соответствия присвоенной категории

[0,644; 0,819] - хороший

[0,460; 0,635] - удовлетворительный

[0,275; 0,460] - неудовлетворительный

Для категории специалиста

[0,523; 0,581] - высокий уровень соответствия присвоенной категории

[0,407; 0,517] - хороший

[0,291; 0,401] - удовлетворительный

[0,204; 0,291] - неудовлетворительный

Применим данный подход для сравнения категории, которая должна быть присвоена учителю после расчета на основе представленного подхода, с той категорией, которую он в данный момент имеет в соответствии с решением руководства школы [5].

На основе собеседования в школе и анализа формальных показателей руководство школы присвоило учителю первую категорию.

Частные показатели имеют следующие значения:

Профессиональная компетентность… - 0,25

Сознание ответственности… - 0,175

Способности четко организовывать и планировать… - 0,15

Способность выполнять должностные обязанности самостоятельно… - 0,125

Творческий подход к решению поставленных задач… - 0,1875

Способность сохранять высокую работоспособность… - 0,1

Умение взаимодействовать с родителями и коллегами по работе - 0,14

По уровню образования - 4 группа

Стаж - 6-10

Категория – первая

Количество выполненных работ - 0,3

Качество выполненных работ - 0,475

Соблюдение сроков выполнения работ - 0,375

Произведем расчеты, и определим, в какую категорию попал бы учитель при использовании при приеме на работу вышеописанного подхода. Значение Д для данного учителя составило 0,998 – это составляет хороший уровень соответствия высшей категории и выше, чем высокий уровень соответствия первой категории.

Таким образом, данный подход позволяет более обоснованно определять уровень соответствия учителей имеющимся категориям.

Список литературы

1. Барышникова Е.И. Оценка персонала методом ассессмент-центра. Лучшие HR-стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 255 с.
2. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Организационная диагностика и оценка персонала. Технология LASPI / Ерофеев, А.К. // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения, Т. 9, вып. 3. М., 2002.
4. Оценка профессиональных компетенций учителей общеобразовательных учреждений URL:http://pandia.ru/text/77/129/155.php (дата обращения: 15.02.2017)
5. Оценка профессиональных компетенций учителей общеобразовательных учреждений, участвующих в апробации новых механизмов оплаты труда Раздел портфолио «Качество предметной подготовки и здоровья обучающихся» URL:http://lib.znate.ru/docs/index-111970.html (дата обращения: 15.02.2017)

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций"